«Последний русский бруталист» – ретроспектива живописного наследия Игоря Межерицкого (1956-2020), значительного деятеля петербургского художественного андеграунда 1990-2000-х годов, умершего этим летом от последствий коронавирусной инфекции. Основатель художественных объединений «Цэнтр Тижолава Изкуства» и «группировка ПРОТЕЗ», изобретатель собственного живописного жанра «Hard-jumping» (работы на сорванных в городской среде рекламных плакатах большого формата), Игорь Межерицкий являлся по-настоящему культовой и андеграундной фигурой в эпоху, когда сами эти понятия подверглись максимальной девальвации. Признание и внимание со стороны художественного сообщества в его случае никак не могли конвертироваться в успех в привычном понимании этого слова. Преисполненное чёрного юмора и брутальных сюжетов, откровенно издевающееся над обыденным представлением о допустимом в искусстве, несущее на себе ауру социального неблагополучия, его творчество редко становилось гостем конвенциональных институций. До конца жизни художник работал на низкооплачиваемых тяжелых работах и вёл совершенно небогемный образ жизни затворника. Маргинальному укладу своих персонажей, впрочем, он тоже не соответствовал – не приемлел никаких способов расширения и сужения сознания, имел законченное театральное образование и опыт постановки спектаклей, был глубоким знатоком истории искусства и античной мифологии, из которой нередко брал сюжеты работ, выворачивая их наизнанку и помещая в недружелюбные условия современного мира. Неоэкспрессионистская живопись Межерицкого, отсылающая как к арт-брюту, так и к образцам современной трэш-анимации, появилась в переломную эпоху начала 1990-х. На фоне формирующейся инфраструктуры современного искусства, заискивающей перед новыми хозяевами жизни, его художественные стратегии казались малоуместными, но оказались убедительными. Злая и отчаянная витальность его работ говорила от лица тех, кто не просто «не вписался», но и не стремился «вписываться» в окружающую действительность. Его персонажи подчеркнуто несимпатичны, состоят из острых углов, части их тел гипертрофированы, а поступки грубы и абсурдны. За этим стоит намного большее, чем жизненная неустроенность и недовольство. Художественный мир Межерицкого – это брутальный карнавал, театр жестокости, соревнование, в котором не может быть победителей и проигравших в силу самих исходных данных человеческого существования. Насколько мрачные закоулки человеческой психики отражают сюжеты работ, настолько же яркой и ослепительной является их цветовая гамма. Это, иначе не скажешь, очень весёлое, праздничное и смешное искусство, повествующее о неминуемой победе разума над безумием, исследующее низменное ради спасительного возвышения и освобождения. Посмертная ретроспектива, собранная соратниками автора – Дмитрием Алексеевым («Цэнтр Тижолава Изкуства») и Григорием Ющенко («группировка ПРОТЕЗ») являет собой попытку вывода творчества Игоря Межерицкого из «слепого пятна» художественной и зрительской общественности. Будут представлены все его аспекты –станковая живопись, брутально интерпретирующая классические и литературные сюжеты, трэш-коллажи, созданные из буквально собранного из-под ног «культурного слоя» 1990-х, работы в фирменном жанре Hard-Jumping, в буквальном смысле препарирующие штампы современного рекламного плаката, архивные материалы. Выразим уверенность в том, что искусство Игоря Межерицкого будет актуальным до тех пор, пока человек будет способен на базовые чувства и действия – такие как голод, страх смерти, гнев, эйфорию, хохот – а значит, всегда.
Часовой пояс:
Мероприятие «Игорь Межерицкий. Последний русский бруталист», Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 5/2, Свиное рыло. Начинается: 5 июня 2024 в 17:00 (МСК). Заканчивается: 16 июня 2024 в 20:00 (МСК). Количество участников: 133.