Показы в Синематеке. "Вим Вендерс после "Берлин, Шамиссоплац" сказал мне: "Рудольф, нельзя так обнажаться". Фильм одного из ярких режиссёров немецкой новой волны Рудольфа Томе "Berlin Chamissoplatz" (1980). Cеребряный приз Guild of German Art House Cinemas 1983 года.
Ханс-Кристоф Блюменберг. "Триумф после долгого путешествия" "Берлин Шамиссоплац" – фильм о любви. Можно сомневаться, использовать ли это слово, ведь не должно быть просто "мелодрам". Но Томе, мягкий человек с неуверенной улыбкой, решается на невозможное: рассказать историю, которая без следов фальшивой слащавости направляется в самое распространенное (и великое) из всех приключений. В самой тонкой сцене "Берлин Шамиссоплац" архитектор Мартин (в исполнении Ханса Цишлера) в своей квартире играет на пианино и поёт песни для студентки Анны (в исполнении Сабины Бах). Мы долго видим только её лицо, на котором отражаются чувства, которые можно показать, но невозможно высказать...
20 дней из жизни Анны и Мартина, поделенные на 20 появлений в фильме, в сопровождении фри-джазовых импровизаций группы Ohpsst. Они свободно парафразируют песни Ханса Цишлера, отступают от них и развивают собственные мелодии. Мелодия фильма "Берлин Шамиссоплац" – цвета и свет. В начале, когда после долгого полёта на кране над Шамиссоплац камера попадает в уродливый Кройцберг как социальное пространство (инициативные жильцы борются с реновацией, Анна активно участвует с видеокамерой), девушка носит бирюзовое платье. Анна выводит синим баллончиком на стене комнаты фразу: "Se reposer comme une fraise". Что это значит, непонятно...
"Берлин Шамиссоплац" – фильм радикальной нежности, который выходит из конвенции значительности. Он рассказывает историю, которую можно счесть недопустимо банальной, но несёт в своих очертаниях всестороннюю тоску, над которой может посмеяться лишь тот, кто уже сдался." https://newcinemaschool.com
"Моя любимая сцена в «Шамиссоплатц» — та, где герой Цишлера играет на фортепьяно. И в этой сцене ключевой момент — тот, где он переходит с одной мелодии на другую, в эту секунду камера переходит с него на героиню. В этот момент происходит очень многое. Я понимаю, что для современного кино это какая-то дикость: любовная сцена, в которой мужчина играет на рояле! Это пришло из моего детства, в котором я смотрел много популярного немецкого кино...
Французские критики придумали для меня прозвище «Ромер с другого берега Рейна». Только, дескать, в моих фильмах разговаривают меньше. А немецкие критики считают, что это похоже на Ромера, но менее интеллектуально. Хотя поначалу мне Ромер даже не нравился. Что касается Риветта, то я хотел снимать в "Берлин Шамиссоплатц" Жюльет Берто, которая играла в "Селин и Жюли совсем заврались". Договориться не удалось, но она всё равно попала в фильм: герои смотрят Риветта в кино. Жюльет Берто раскидывает руки и восклицает: O, soleil!" Из интервью с Рудольфом Томе "Как меня это раздражало". https://seance.ru/blog/interviews/thome_interview/
Берлин, площадь Шамиссо / Berlin Chamissoplatz. Режиссёр – Рудольф Томе. Сценарий – Йохен Брунов, Рудольф Томе. Оператор – Мартин Шафер. В ролях – Ханнс Цишлер, Сабина Бах, Вольфганг Киндер, Гизела Фройденберг, Alexander Malkowsky, Anna Klasse, Хильдегард Бах, Ганс Брокманн. Германия (ФРГ), 1980. 112 мин.
На языке оригинала с русскими субтитрами. Начало показа в 19:30
https://www.facebook.com/SinematekaMatiss/
▪ Синематека Матисс
Часовой пояс:
Мероприятие «Немецкая новая волна. "Берлин, площадь Шамиссо"», Санкт-Петербург, ул. Итальянская, 33/35, кв. 39 (домофон 39В) , Галерея "У Родины" . Начинается: 11 августа 2024 в 19:30 (МСК). Заканчивается: 11 августа 2024 в 23:30 (МСК). Количество участников: 28.